г. Уфа, Сипайлово

ул. М. Жукова, д. 11А

Телефон

8 917 462-05-58

Email

must13@mail.ru

Нейропсихология

Основные направления деятельности психолога в Уфе:

  • диагностика: личности, интеллекта, раннего выявления способностей, психологической готовности к школьному обучению, отклонений в развитии;
  • коррекция: эмоционально-волевой сферы личности (психоэмоциональное состояние человека), самооценки, страхов и тревожности, причин нарушения поведения;
  • развитие и коррекция психических функций (внимания, восприятия, произвольной саморегуляции, памяти, мышления).

Основной контингент психолога в Уфе:

  • дети с нарушением психических функций (в т.ч. импульсивные, гиперактивные)
  • дети с трудностями в обучении, школьной дезадаптацией, низкой школьной мотивацией
  • дети и взрослые с нарушениями эмоционально-волевой сферы
  • дети и взрослые, испытывающие страхи
  • «тревожные» дети и взрослые

Работа психолога складывается из нескольких этапов:

  • первичная консультация
  • первичная диагностика
  • коррекционно-развивающие занятия
  • итоговая диагностика
  • рекомендации

Сказкотерапия

Сказка как ресурс  в коррекции личностных особенностей  ребенка.

Во все времена,  вопросы сохранения психического здоровья ребенка были приоритетными. Сказка, как известно, раскрывает творческий потенциал, служит культурологическим и психологическим феноменом, духовным опытом человечества истановится привлекательным инструментом в коррекционной работе психолога с детьми   по формирования гармоничной личности ребенка.

Сказка помогает развивать воображение, что связанно с ориентировочно-исследовательской и эффективной познавательной деятельностью в будущем. Сказочные сюжеты позволяют ребенку понять и прочувствовать смысл человеческой деятельности, поступков окружающих и собственных действий для себя и для других, мысленно проиграть различные варианты действий и пережить смысл их последствий. Это связано с формированием определенного осмысленного эмоционального отношения к окружающему, что составляет нравственную сферу ребенка.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева дает определение понятию «сказкотерапия» — это лечение сказками, открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими;

Сказкотерапия — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности; процесс экологического воспитания детей; процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг;

Ткач Р.М. в своей книге «Сказкотeрапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

1. сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи;

2. сказки для гиперактивных детей;

3. сказки для агрессивных детей;

4. сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д.;

5. сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше;

6. сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

С персонажами сказок мы учим отличать добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, верность и предательство. Именно волшебные истории будят наше воображение и фантазии и помогают перевоплощаться в сказочного героя, чтобы вместе с ним постигать житейские истины, противостоять искушениям и находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.

Известный австралийский психолог Д. Бретт писала, что дети находят в волшебных историях отголоски собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха.

Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирован жизненный сценарий. «Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты» — так перефразировали известную пословицу психоаналитики.

Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь или воспитательное воздействие, необходимо придерживаться определенных правил ее создания: Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

Если сказочные и мифологические истории не обсуждались с ребенком, а просто читались или рассказывались, этот «банк», эти знания находятся в пассивном состоянии. Это тоже прекрасно, ибо ресурс успешной социализации в любом случае у ребенка имеется.

Восприятие сказки, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, кроме того, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория:

1. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения;

2. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Coлдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удoвoльствием он читает иcтoрии и сказки o людях, пoтoму что в этих историях coдержится рассказ о том, как человек познает мир;

3. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Дети до пяти лет идeнтифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт; бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, в них показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок «Кто заговорит первый?»; страшные сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих,  моделируют и помогают прожить тревожную ситуацию, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Для повышения стрeссoустойчивости и «oтыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.

Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6-7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бeссoзнательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

Авторские художественные сказки:чтобы помочь человеку осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией. Сказка Л. Пантелеева «Две лягушки» подойдет для работы с детьми и взрослыми.Эта сказка очень тeрапeвтична при работе с целью, или когда человек теряет последнюю надежду, не хочет жить или теряет последние силы. Бороться за свою жизнь, свое здоровье, свои цели надо до последнего, т.к. у каждого из нас всегда есть тот единственный шанс, внутренние ресурсы, которые помогают справиться с любыми трудностями, стоящими на жизненном пути человека.

Дидактические сказки:

Помогают усвоить  учебные задания.

На сказктерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

Таким образом, сказкотерапия является самым безопасным и интересным методом в формировании здоровой личности ребенка. С помощью сказки мы можем понять и обсудить с ребенком причины его неуверенности, тревожности, боязливости, и что немало важно ребенок перерабатывает свою проблему через собственный эмоциональный фон.

Читать или рассказывать? Психологи отдают предпочтение рассказыванию сказок, которое позволяет создать атмосферу эмоциональной близости, полноценно поддерживать значимый зрительный контакт. Чтение в свою очередь, помогает ввести ребенка в мир книг, что ему весьма пригодится в будущем.

Впрочем, и для чтения и для рассказывания необходимо создать подходящую обстановку: уютная комната, мягкий диван или кресла с удобными подлокотниками (возможно, подушки, плед). Родители и ребенок сидят рядом, взрослый обнимает и слегка прижимает к себе ребенка. Взрослые говорят спокойным, «глубоким» голосом, сопровождая рассказ драматическими приемами.

Когнитивные или психические нарушения достаточно часто встречаются при эпилепсии и зачастую снижают качество жизни пациентов и членов их семей. Несмотря на проведенное лечение, примерно у 35% пациентов отмечаются различные нарушения поведения, интеллекта в разной степени выраженности. У детей с эпилепсией кроме стойких нарушений интеллекта (умственной отсталости) возможны специфические нарушения в виде задержки психического и речевого развития, трудности обучения. Причинами психических нарушений у больных с эпилепсией могут быть факторы  лежащие в основе эпилепсии — генетика, структурные изменения мозга, эпилептические приступы, интериктальная эпилептиформная активность, побочные эффекты антиэпилептических препаратов. Как же повлиять на таких пациентов, чтобы уменьшить существующий риск?  К таким мерам относится ранняя диагностика и эффективное, адекватное лечение эпилепсии, ранний контроль приступов.

Иногда когнитивные и поведенческие нарушения могут предшествовать  дебюту эпилепсии, могут появляться после начала приступов или прогрессировать по мере развития болезни.  Одной из наиболее частых жалоб является снижение скорости мыслительных процессов.

Пациенты с эпилепсией часто страдают от аффективных нарушений, особенно депрессии.  Распространенность депрессии достигает у 54 % пациентов с резистентными формами  эпилепсии.

Причина когнитивных нарушений как приобретенные ( черепно-мозговая травма, гипоксически-ишемические перинатальные поражения головного мозга, мезиальный височный склероз в результате длительных фебрильных судорог и др), так и генетические заболевания вызывающие не только эпилептические приступы, но и выраженные когнитивные нарушения. Выделяют 2 основные причины в развитии когнитивных и психических нарушений: генетические- хромосомные аномалии  и структурныенарушения в мозге. С этой целью  проведение МРТ головного мозга входит в программу обследования при эпилепсии.

Эпилепсия заболевание, требующее длительной многолетней терапии, не менее 3 лет после прекращения приступов. Согласно последнис рекомендациям Международной пртивоэпилептической лиги ( ILAE) эпилепсию можно считать разрешенной, если у пациента нет приступов в течении 10 лет, причем 5 последних лет он не принимает АЭП, а также если пациент вышел из возраста, в котором проявляются возраст-зависимые формы эпилепсии.