г. Уфа, Сипайлово

ул. М. Жукова, д. 11А

Телефон

8 917 462-05-58

Email

must13@mail.ru

Детская неврология

Детская неврология —  Детская неврология изучает мозг ребенка, все закономерности и патологии его развития. Наукой подтверждено, что большую часть своего развития человеческий мозг получает именно в периоде детства, а значит именно в этот период необходимо повышенное внимание и контроль развития и роста мозга и его клеток. Работа детского невролога сложна еще и тем. Что ребенок растет и постоянно меняется. Каждый возраст имеет свои особенности и в каждом возрасте важно учитывать эти возрастные особенности, чтобы не принять нормальные отклонения от «взрослой нормы» за болезненные. Объем знаний, которые должна хранить память детского невролога, чрезвычайно велик, и естественно современная компьютерная диагностическая аппаратура значительно облегчает труд врача невролога.

Как регулируется развитие нервной системы ребенка?

В последние десятилетия интенсивно изучается новая группа биохимических веществ, интенсивно влияющих на созревание мозга, а после рождения участвующих в  регуляции многих функций нервной системы. Эти вещества — регуляторные пептиды. Регуляторные нейропептиды синтезируются нервными клетками. Некоторые из них относятся к гормонам. Регуляторные пептиды — молекулярные переносчики многообразной информации в нервной системе, участвующие в передаче болевой чувствительности, в регуляции памяти, сна, других функций мозга и внутренних органов.

Нервно-психическое развитие ребенка первого года жизни

 Нервная система – является ведущей физиологической системой организма.

Критериями оценки НПР являются:

  • Моторика (это целенаправленная, манипулятивная деятельность ребенка.);
  • Статика (это фиксация и удерживание определенных частей туловища в необходимом положении.);
  • условно-рефлекторная деятельность(1 сигнальная система);
  • речь (2 сигнальная система);
  • высшая нервная деятельность.

Нервно-психическое развитие ребенка зависит от биологических и социальных факторов, условий режима жизни, воспитания и ухода, а также состояния здоровья ребенка.

Задержка темпов психического развития может быть обусловлена неблагоприятным течением внутриутробного периода, т.к. при этом часто отмечаются поражения мозга, связанные с гипоксией, нарушаются темпы созревания отдельных сложных структур. Незрелость определенных отделов мозга в постнатальный период часто приводит к различным нарушениям нервно-психического развития. К неблагоприятным биологическим факторам относятся токсикозы беременности, угроза выкидыша, асфиксия, заболевания матери во время беременности, недоношенность и др. Имеют значение вредные привычки родителей (курение, злоупотребление алкоголем).

Среди неблагоприятных социальных факторов выделяются неблагополучный семейный климат, неполная семья, низкий образовательный уровень родителей.

Признаки задержки НПР ребенка до 1года

В 3 месяца: Малыш страдает косоглазием, не способен провожать взглядом двигающийся предмет, не проявляет реакцию на голос собеседника, при сильном шуме. Он не проявляет интерес и не интересуется своими руками, не держит голову;

В 6 месяцев: реакция гуления при общении со взрослым, нет попыток схватить предметы, тянуть их в рот. Не пропал рефлекс Моро, в виде отведения рук в ответ на сильный испуг. Сохранение шейного тонического рефлекса, помогающего грудничку перераспределить мышечную нагрузку при изменении положения тела. Он заключается в сгибании рук, разгибании ног при наклоне подбородка к груди. Другой вид рефлекса проявляется при повороте головы вправо или влево. Он вызывает разгибание руки, ноги со стороны того плеча, куда направлен взгляд, и их сгибание с противоположной;

В год – не произносит звуков, не делает попыток повторять движения, не стоит без помощи взрослого.

Данные признаки говорят об осложнениях и отклонениях в развитии малыша.

В нашем неврологическом центре детский невролог поможет найти причины и  назначит лечение для улучшения состояния вашего малыша.

 

Аффективно-респираторные приступы у детей

Аффективно-респираторные приступы (АРП) – это неожиданные остановки дыхания, которые возникают на высоте вдоха в то время, когда ребенок ударился, испугался или плачет. Малыш может при этом побледнеть или даже посинеть, чем, конечно же, очень пугает своих родителей, не знающих, что с ним происходит и как можно помочь ему. Исследователи доказали, что  им подвержены в большей степени легковозбудимые, избалованные и капризные дети. Первые аффективно-респираторные приступы (АРП) начинаются, обычно, после полугодовалого возраста малыша и продолжаются примерно до 4-6 лет.  Описываемый пароксизм – скорее проявление патологического рефлекса, срабатывающего во время плача, в момент, когда малыш разом выдыхает из легких большую часть воздуха.  АРП делят на 2типа:

1. «Бледные» аффективно-респираторные приступы у ребенка возникают как болевая реакция в момент падения, ушиба, укола, малыш при этом иногда даже не успевает заплакать. В это время у ребенка может не прощупываться пульс, похож этот тип приступа на обморок у взрослых.  Часто такое состояние в дальнейшем и перетекает в обмороки.

А «синие» приступы – это кульминация выражения гнева, ярости и недовольства. У малышей пароксизмы развиваются в большинстве случаев именно по этому типу. При невозможности получить требуемое или добиться желаемого ребенок принимается кричать и плакать. На вдохе его прерывистое, но глубокое дыхание останавливается, и на лице появляется легкая синюшность. Чаще всего состояние нормализуется самостоятельно, но иногда у малыша может возникнуть и тоническое напряжение мышц или, наоборот, снижение их тонуса. Внешне это проявляется в том, что ребенок вдруг напрягается и выгибается дугой или же обмякает, что, кстати, тоже длится недолго и самостоятельно проходит.

Если задержка дыхания во время приступа продолжается более 60 сек, ребенок может потерять сознание и обмякнуть. Такой приступ в медицине классифицируются как атонический неэпилептический. Данное состояние вызывается недостатком кислорода в мозге и, между прочим, возникает как защитная реакция на гипоксию (ведь в бессознательном состоянии мозгу требуется гораздо меньше кислорода).

Далее пароксизм переходит уже в тонический неэпилептический приступ. У ребенка в этот момент тело деревенеет, вытягивается или выгибается дугой. Если гипоксия не прекратилась, то могут развиться клонические судороги – подергивание рук, ног и всего тела малыша.

Задержка дыхания вызывает накопление в организме углекислого газа (т. н. состояние гиперкапнии), которое сменяется рефлекторным снятием спазма мышц гортани, от чего ребенок делает вдох и приходит в сознание.

Как правило, данные приступы не имеют каких-то серьезных последствий, но, тем не менее, при возникновении судорожных подергиваний в момент, как ребенок зайдется от плача, стоит обратиться за консультацией к опытному врачу-неврологу, так как за ними могут стоять и некоторые болезни периферической нервной системы.

Закатывания, которые сопровождаются судорогами, могут вызывать сложности в диагностировании, так как их легко спутать с эпилептическими припадками. И,  у небольшого процента детей такое состояние во время АРП развивается в дальнейшем  приступы эпилепсии. При обследовании ребенка с АРП результаты ЭЭГ не показывают наличия эпиактивности.

Если же у вашего ребенка наблюдаются частые и тяжелые приступы задержки дыхания, то их можно купировать при помощи медикаментозного лечения, но делается это лишь по назначению врача-невролога.

Помните, что любая терапия в случае аффективно-респираторного синдрома может назначаться только детским  неврологом, который индивидуально подберет дозу препарата. Самолечение, как вы, наверное, понимаете, может быть опасным для здоровья вашего малыша.

Если вы столкнулись с проблемой задержки дыхания у детей, не паникуйте, так как из этого состояния ребенок всегда выходит самостоятельно, без последствий, и постепенно «перерастает» описанные пароксизмы.

Как и все болезни человека, АРП проще предупредить, чем лечить, поэтому еще раз хочется напомнить о необходимости гибкого отношения родителей к эмоциям своего чада. Старайтесь не допускать ситуаций, вызывающих закатывание, а в момент, когда ребенок уже на взводе, отложите воспитательные мероприятия до более спокойного времени.

Для диагностики данного синдрома используется ЭЭГ (электроэнцефалография), видео –ЭЭГ мониторинг сна, нейросонография, если ребенок до 1 года и  открыт УЗ доступ к головному мозгу ребенка.