Статистические данные свидетельствуют, что головная боль у детей — весьма распространенное явление и прочно занимает среди болезненных состояний второе место после болей в животе. Хроническая или рецидивирующая (возобновляющаяся) головная боль, не говоря уж об острых, временных приступах головной боли распространены у детей, ею страдают от 24 до 48% школьников (в определенном возрастном промежутке и до 82%). Отмечено 2 пика увеличения частоты головной боли: 1-й — в 7 лет (он связан со стрессом первого класса), 2-й – 13-15 лет (пубертантный период). Причем специалисты, подчеркивая, что основной механизм головной боли у детей — сосудистый, отмечают достаточное количество и других причин. Известно не менее 45 болезней, при которых головная боль может быть единственным или ведущим проявлением.
Следует помнить, дело не в головной боли самой по себе. Она — знак, или, как говорят медики, симптом, самых разных заболеваний и патологических состояний. И зачастую — единственный симптом, особенно на первых порах. Чтобы понять ее причину полезно охарактеризовать головные боли как единичные острые, возобновляющиеся острые, хронические.
Впервые развившаяся острая головная боль или эпизодически возобновляющиеся головные боли могут быть следствием офтальмологической или ЛОР-патологии, если заложены пазухи носа при запущенном гайморите или неправильно подобраны очки. Если бы родители вовремя обращали внимание на затяжной насморк или покупали очки исключительно в специализированных магазинах «Оптика», то 5-7% детей, страдающих от головных болей органической природы, выздоровели бы.
С сильной головной боли могут начинаться большинство инфекционных заболеваний. Повышение температуры тела до 38 градусов и выше в сочетании с головной болью и болью в глазах — признак начинающегося гриппа, ОРЗ или кишечно-вирусной инфекции.
Головная боль иногда может быть первоначальным проявлением артериальной гипертензии, поэтому следует измерить кровяное давление. В последние годы у детей все чаще наблюдается повышенное артериальное давление. В таком случае головной боли могут сопутствовать тошнота, ощущение заложенности ушей, тяжести в голове; кожа лица становится ярко-розовой, даже красноватой, пульс — частым. Стойкое повышение давления (и не только при головной боли) может оказаться признаком развития гипертонической. болезни, что требует обязательного наблюдения врача и специальной терапии. Обезболивающие препараты сами по себе не помогут справиться с болезнью; она может осложниться пиковым подъемом артериального давления — гипертоническим кризом.
Острое возникновение головной боли у здорового (в остальном) ребенка вполне может иметь место после незначительной травмы головы. Зачастую головная боль наблюдается у детей, перенесших черепно-мозговые травмы различной тяжести — от легкого сотрясения мозга до открытых переломов черепа или ушибов мозга. При этом прямой зависимости силы и периодичности головных болей от тяжести и давности перенесенных травм не отмечается. Даже легкое сотрясение может стать в дальнейшем причиной тяжелых и частых болей. Родителям детей, перенесших подобные травмы, если у тех появляются приступообразные головные боли, необходимо немедленно обратиться к невропатологу для подробного обследования и назначения курсового лечения.
Похожая симптоматика характерна и для детей, перенесших тяжелые нейроинфекции — вирусные и бактериальные поражения мозга (энцефалиты) и его оболочек (менингиты), даже в том случае, когда лечение этих заболеваний было своевременным и правильным.
Не всегда головная боль является признаком какой-то скрытой патологии или заболевания. У детей часто имеется четкая связь между головной болью и спортивной или другой нагрузкой; данные головные боли обычно доброкачественные и легко проходят при коррекции режима дня, нагрузок и т. д.. Нередко день у наших малышей расписан чуть ли не по минутам: школа, кружки, спортивные секции, курсы иностранных языков, помощь по дому, возня с младшим братом или сестрой, а ведь еще надо успеть выполнить домашние задания на завтра, побаловаться, вдоволь «наобщаться» (или даже поссориться) с друзьями и сверстниками и т. д.! Родители считают, что подобная нагрузка вполне ему по силам: он и в школе успевает, и со всем остальным успешно справляется. Большинство дополнительных нагрузок родители взваливают на ребенка по своему усмотрению, не поинтересовавшись, хочет ли он их и готов ли к ним. А ведь еще хрупкий детский организм сильных перегрузок может и не вынести. Как следствие к ноябрю возникают головные боли — сначала эпизодические, в дни наибольших нагрузок, а затем практически ежедневные. Обычно родители предлагают ребенку отказаться от занятий спортом, лишая его возможности переключиться с умственной деятельности на физическую, и дать нервной системе отдохнуть. А нужно другое — тщательно разобраться с нагрузками ребенка и выбрать такой режим, при котором в один и тот же день однотипные занятия не будут сочетаться. Но ведь бывает и так, ребенок возвращается из школы домой, ему никуда не нужно спешить — никаких дополнительных занятий, кружков, секций у него нет. И вот весь оставшийся день и весь вечер он сидит в душной комнате у телевизора или с книжкой на диване. Постепенно этот стиль поведения, когда резко ограничены физические движения, легким не хватает кислорода, приводит к тому, что появляются головные боли.