Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Развитие речи у детей происходит по разному и в разные сроки. Это индивидуальный процесс , который зависит от многих факторов. Причинами отставания в развитии речи могут быть патология течения беременности и родов , действие генетических факторов , поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, факторы социальной депривации (недостаточное общение и воспитание. Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи.
Возраст до 1 года – период доречевого развития, во время которого происходит подготовка к овладению речью. Начиная с 6-8 недели в ответ на попытку взрослого вступить в контакт малыш произносит отдельные гортанные звуки – ( начальное гуление). К 5-6 месяцам гуление постепенно переходит в ясные и четкие речевые звуки – лепет. В 9 месяцев дети демонстрируют понимание обращенной речи, реагируют на свое имя, воспринимают некоторые словесные инструкции и отвечают на них действием ( «открой рот», «дай ручку», «поцелуй маму» и т.д.). Для детей 9-10 мес. характерен активный лепет,состоящий из 4-5 слогов и более. Ребенок 11-12 мес. говорит слоги, слова «мама» «папа», «биби». К 1 году ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», и др. К двум годам активный словарь у нормально развивающихся детей насчитывает 250-300 слов. Словарный запас детей быстро увеличивается, доститгая к трем годам 800-1000 слов. К четырем годам словарный запас увеличивается примерно до 2000 слов.
Если малыш в 1 год не говорит слов, или к 2-м годам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, то родители, а порой и врачи, зачастую считают, что нет повода для беспокойства. В большинстве случаев предпочитают подождать, особенно если ребенок — мальчик.
Безусловно, у ряда детей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается, к сожалению, упущенной возможностью для начала своевременной помощи.
Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития не просто, но очень важно. Лучше всего своевременно проконсультироваться с логопедом и детским неврологом, имеющим достаточный опыт работы именно с «речевыми» детьми. Ведь существует много различных причин и, соответственно, видов нарушений речевого развития. Способы коррекции и лечения в различных случаях существенно отличаются. Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов.
Значительную роль в возникновении нарушений речевого развития играют наследственные факторы. В настоящее время выявлены локусы хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Однако, в некоторых случаях, ведущей причиной является резидуально-органическое поражение головного мозга в период родов или внутриутробного развития (гипоксия, травма, инфекция).