Неврозы являются психогенными заболеваниями, представляющими собой реакцию личности на психическую травму ( острую, внезапную или длительную психотравмирующую ситуацию). Для больных неврастенией характерно стремление к чрезмерным усилиям, превышающим реальные возможности личности. Причиной неврастении у детей может быть постоянная стимуляция со стороны родителей, стремление к успеху без учета сил и возможности ребенка. Основой конфликта при неврозе навязчивых состояний является борьба между желанием и долгом, моральными принципами и личными привязанностями. Различные типы неправильного воспитания : Гипоопека, неприятие, гиперопека, жесткое воспитание, искажают нередко биологические особенности личности, темперамент детей. Наличие у ребенка определенных личностных особенностей, например: сенситивность, истероидность, тревожная мнительность и т.п., позволяет отнести их одному из трех видов общих неврозов: Истерия, неврастения и невроз навязчивых состояний.
Для истерического невроза характерны повышенная чувствительность, внушаемость и самовнушаемость, неустойчивость настроения, эгоизм и эгоцентризм. Для детей младшего возраста характерны аффективно-респираторные припадки, чаще у единственных , избалованных детей. Припадок развивается при плаче, вызванном недовольством, гневом ребенка при неудовлетворении его желаний. В более старшем возрасте истерические припадки многообразные,иногда похожи на эпилептические припадки, иногда с риступами удушья при бронхиальной астме.
Невроз навязчивых состояний характеризуется мнительностью, тревожностью, боязнью заразиться, заболеть. Детям чаще всего свойственны фобии (страхи), тики, невротическое заикание ( логоневроз).
Терапия таких состояний зависит от индидуальной клинической картины состояния здоровья ребёнка и стадии прогрессирования патологии. За помощью нужно обращаться к детскому неврологу и психологу.